Брестскую крепость, первые бронепоезда и блокаду Ленинграда покажут гостям «Поезда Победы» в Приморье

Уникальный передвижной музей «Поезд Победы» будет работать во Владивостоке с 5 по 8 сентября. В его составе – девять вагонов, в каждом из которых располагается экспозиция, посвященная определенному периоду военного времени. Экскурсию проводит цифровой персонаж – девушка Лидия, прообразом для которой стал реальный человек – возившая эшелоны на фронт машинист Елена Чухнюк. Посетители услышат ее рассказ через наушники. Вход свободный для всех желающих при условии обязательной предварительной регистрации на официальном сайте проекта.

В департаменте внутренней политики Приморского края рассказали о том, что увидят посетители в каждом из вагонов исторического музея.

Вагон №1. «Цвет нации»

Здесь посетителям предлагается посмотреть, какими были последние часы перед войной. За окном – мирная жизнь. Городской вокзал, солнечный летний день.

В пассажирском вагоне едут самые разные люди: инженеры, пионеры, летчики… Романтика железной дороги, разговоры с соседями, пейзажи за окном. Планы, которым не суждено сбыться. Мирное время отсчитывает последние часы. 22 июня 1941 года – день, который навсегда изменит судьбы миллионов советских людей. В 12.15 по радио зазвучит речь председателя Совета народных комиссаров Молотова: «…без объявления войны, германские войска напали на наши войска, атаковали наши границы…».

Вагон №2. «Брестская крепость»

Здесь наблюдается резкий переход от мира к войне – контраст между интерьером жилой комнаты тихим утром 22 июня 1941 года и армадой немецких бомбардировщиков, виднеющихся за окном.

Брестская крепость – символ стойкости и мужества советского человека с первых же минут Великой Отечественной войны. Защитники крепости сражались в тяжелейших условиях: приходилось укрываться в подвалах, люди испытывали постоянную нехватку продуктов питания, боеприпасов, медикаментов, не имели никакой связи с основными силами Красной Армии и не знали ничего о происходящем за пределами крепости.

Вместо нескольких часов, отведенных на захват Брестской крепости по плану вермахта, она держалась до 29 июня, а отдельные очаги оказывали сопротивление и до конца июля 1941 года.

Вагон №3. «Поезд на фронт»

В каждую семью пришла война. Совсем юные мальчишки едут на фронт защищать Родину. От края и до края поднялась огромная страна. В эти дни не было человека – взрослого или ребенка – равнодушного к судьбе своего государства.

171A9184.jpg

В начале вагона плачет женщина, в ней воплощен образ всех солдатских матерей. В ее глазах – предчувствие того, какие испытания предстоит пройти нашему народу, понимание, сколько горя принесет война.

На лицах молодых людей – тревога, в руках – солдатские медальоны. Их выдавали каждому зачисленному на военную службу, внутрь вкладывалась записка с указанием основных данных бойца, чтобы опознать его в случае гибели.

Здесь же можно впервые «побывать на фронте». Декорации иллюстрируют фрагмент линии укреплений, окопов и траншей на передовой битве за Москву. Взятию столицы СССР Гитлер придавал огромное значение, падение города должно было продемонстрировать всему миру триумф «молниеносной войны».

Советское командование уделяло особое внимание организации обороны дальних и ближних подступов к Москве: строительство оборонительных рубежей началось еще в июле, в работах участвовали 250 тысяч человек.

Вагон №4. «Концлагерь»

Концентрационные лагеря вошли в историю человечества как самые жестокие места заточения и уничтожения людей. Они существовали до начала и во время Второй мировой войны на территориях, занимаемых гитлеровской Германией.

Даже ужасы, происходящие на поле боя, не могли сравниться с тем, что происходило в концлагерях.

Вагон №5.

5.1 «Санитарный вагон»

С первых дней жизни медики спасали жизни бойцов, не жалея себя. Девушки-санитарки на своих хрупких плечах под взрывами снарядов вытаскивали раненых с поля боя. Хирурги оперировали по нескольку суток без сна, находясь на пределе человеческих возможностей. Благодаря их самоотверженному труду тысячи советских солдат, раненых в боях, возвращались в строй, чтобы продолжить громить фашистских захватчиков.

171A9249.jpg

5.2 «Наука»

Значителен вклад науки в Победу в Великой Отечественной войне. Труд ученых и конструкторов в предвоенные и военные годы позволил осуществить разработку первоклассных самолетов и танков, артиллерийского и стрелкового вооружения, реактивных систем залпового огня и наладить их массовое производство.

Под руководством физиков Александрова и Курчатова были проведены работы по обеспечению защиты военных кораблей от магнитных мин. Исследования математика Келдыша существенно улучшили летные характеристики боевых самолетов, за что в 1942 году он был удостоен Сталинской премии. Конструкторскими бюро Ильюшина, Яковлева, Туполева и Лавочкина и другими были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации в воздухе.

Труды военных медиков и микробиологов Бурденко, Сперанского, Ермольевой и других обеспечили успешное лечение раненых в полевых условиях.

Вагон №6

6.1 «Вагон банно-прачечного поезда»

Банно-прачечные поезда в годы войны были одним из средств соблюдения чистоты и гигиены – обязательного условия службы в армии. Здесь можно увидеть, в каких условиях находились в них солдаты.

6.2. «Блокада»

Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной в истории человечества: от холода, голода и обстрелов погибли около 700 тысяч человек. Почти на 900 дней город был отрезан от всей страны с суши. Единственным, что соединяло его с Большой землей, стала «Дорога жизни» через Ладожское озеро. Именно через него, летом по воде и зимой по льду, осуществлялось обеспечение города продовольствием и шла эвакуация.

Вагон №7

7.1 «Штабной вагон»

Летом 1944 года была проведена беспрецедентная по масштабу Белорусская наступательная операция. Благодаря возросшему мастерству советских полководцев, операция «Багратион» по праву считается одной из вершин советской и мировой военной науки.

7.2 «Бронепоезд»

На протяжении всей Великой Отечественной войны бронепоезда активно участвовали в боях и совершали подвиги: в общей сложности они уничтожили почти 400 вражеских танков, около 350 оружий, 840 пулеметов, свыше 700 автомобилей, 160 мотоциклов, 115 самолетов и два вражеских бронепоезда.

Бронепоезд «Илья Муромец» стал одним из первых подобных в мире, вооруженных реактивной артиллерией. В боях он оправдал свое могучее название и дошел до Берлина.

Вагон №8. «Победа и возвращение домой»

В последнем вагоне «едут» люди, которые улыбаются, на столах у них лежат открытки и музыкальные инструменты. В окна «светит» солнце. В руках у одного пассажира – настоящий выпуск газеты «Правда» 1945 года с обращением Иосифа Сталина к народу.

Победа, которую советский народ ждал долгие четыре года, произошла. Наступили мирные дни, воины-победители возвращаются с фронта. Однако, по глазам многих из них можно понять, что радость, переполнявшая всех уцелевших в этой страшной, кровопролитной войне, никогда не сможет заглушить чувство горечи и потерь. Цена Победы оказалась слишком высока. Поэтому так важно чтить память о Великой Отечественной войне и помнить подвиг советского народа, благодаря которому нынешнее поколение может жить в свободной стране, заводить семьи и растить детей в мире, где нет голода и грохота снарядов.

Вагон №9. «Финальная сцена»

Эта тематическая зона выглядит как обыкновенная современная электричка, только на скамейках нет ни одной скульптуры. Замысел раскрывается, когда посетитель садится на одно из мест. В отражении окон он видит тех, кто пожертвовал своей жизнью ради будущих поколений. Поезд – это метафора всей жизни человека. Каждому из нас, глядя в глаза тех, кто защищал нашу Родину, стоит задуматься над тем, для чего и как мы живем, достойно ли мы распорядились даром, данным нам – даром жизни.


 

Справочно. Проект «Поезд Победы» реализован группой петербургских художников из творческой мастерской «Невский баталист» совместно с медиагруппой «Красный квадрат» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и ОАО «Российские железные дороги». Ключевыми партнерами выступают всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы» и молодежное движение Общероссийского народного фронта «Молодежка ОНФ».

На сайте проекта – поездпобеды.рф – в настоящее время доступен виртуальный тур по «Поезду Победы» в формате 360. Его можно посмотреть в любое удобное время, не выходя из дома.

Loading

Добавить комментарий