В Постановление Правительства РФ № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (от 17 августа 2016) был внесён ряд поправок, касающихся отнесения юридических лиц к определённому классу профриска. Также были установлены сроки перехода предприятий к новым правилам оценки риска и опасности их деятельности. Так, 1 января 2020 г. официально вступает в силу новый порядок определения класса профессиональных рисков на предприятиях всех форм собственности.
Статья 212 Трудового кодекса обязывает работодателя создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). При этом пункт 8 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда
от 19.08.2016 № 438н, далее – Типовое положение о СУОТ) устанавливает, что в положение о СУОТ обязательно должны включаться процедуры управления профрисками и информирования работников об уровнях профрисков. При этом ГИТ и судебные органы отмечают, что оценка профрисков – неотъемлемая часть СУОТ, без которой систему нельзя считать функционирующей. Таким образом позиция государственной инспекции труда в судах однозначна – оценка профессиональных рисков обязательна для каждой организации. При этом необязательно самостоятельно рассчитывать риски, работодатель вправе обратиться в специализированную организацию.
Типовое положение о СУОТ содержит предписания работодателям, как им нужно поступать, но это не говорит о том, что исполнению этот нормативный акт не подлежит. Документ носит обязательный, а не рекомендательный характер, несмотря
на его название. Довод о том, что Типовое положение о СУОТ соблюдать не нужно, основан на неверном толковании закона. Документ разработал Минтруд с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, как того требует статья 209 Трудового кодекса. Поэтому его обязаны соблюдать все организации. Документ содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ.
Управление профрисками – базовая процедура в СУОТ, поэтому она обязательна для каждой организации вне зависимости от специфики ее деятельности (п. 9.4 Методических рекомендаций, утв. приказом Роструда от 21.03.2019 № 77, далее – Приказ № 77). Поэтому предприятия любой формы собственности, размера и вида экономической деятельности должны организовать процедуру, чтобы обеспечить функционирование СУОТ. Идентифицировать опасности и оценивать уровни профрисков необходимо на всех рабочих местах, в том числе и офисных.
Часто работодатели ссылаются на то, что аккредитованная организация провела на предприятии спецоценку условий труда (СОУТ). Что в отчете о проведении СОУТ есть класс условий труда и перечислены физические и химические факторы, которые воздействуют на работников. Также указаны гарантии, компенсации, льготы и перечень мероприятий по улучшению условий труда. Работников с результатами спецоценки на их рабочих местах ознакомили под подпись, что еще нужно? Так как оценка профрисков по своему назначению дублирует спецоценку, значит, процедуры взаимозаменяемые. Обе процедуры проводить не нужно.
Мнение трудовой инспекции и судов. В ходе спецоценки эксперты замеряют уровни воздействия вредных производственных факторов на рабочих местах, а оценка профрисков включает в себя анализ опасностей, которые приводят к травмам и гибели работников, что остается за пределами СОУТ. Поэтому спецоценкой управление профрисками заменить нельзя. Требования к процедуре прописали в Типовом положении о СУОТ. В документе перечислили основные этапы управления профрисками и опасности, которые работодатель должен рассмотреть исходя из специфики своей деятельности (решение Кировского районного суда города Санкт-Петербурга от 20.02.2020 по делу № 12-19/2020).
Работодатель может использовать для оценки профрисков результаты СОУТ и производственного контроля, они помогут выявить опасности и определить уровень риска.
Во время спецоценки эксперты замеряют уровни вредных производственных факторов на рабочих местах, но не выявляют опасности. Например, у плотника, который перекладывает грузы на высоте трех метров, определяют уровень физической нагрузки, но не учитывают опасность падения с высоты или опасность подскальзывания на полу рабочей платформы. При этом, оценивая риски, учитывают не только опасные факторы, но и уровень воздействия вредных факторов. Поэтому при управлении профрисками удобно использовать результаты спецоценки в качестве одного из многих источников информации.
После проведения оценки профессиональных рисков, работодатель обязан сообщить каждому работнику о существующих рисках повреждения здоровья на его
рабочем месте (ст. 212, 219 Трудового Кодекса РФ). Для этого нужно ознакомить работников под подпись с локальными документами, в которых отражают результаты оценки профрисков (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019).
Непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП.
Постановление Правительства РФ № 806 регламентирует санкции при нарушениях порядка проведения оценки рисков. При первичном нарушении порядка оценки профессиональных рисков или непроведение оценки профрисков, данное предприятие облагается штрафными санкциями до 80 тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП), при повторных нарушениях организации грозит административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.