Прием обращений граждан в органах прокуратуры осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ), Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013г. №45.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона № 59-ФЗ ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц.
Подача обращения допускается как в письменной, так и в электронной форме.
В письменном обращении в обязательном порядке указывается либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица. В обязательном порядке указываются: фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения; излагается суть предложения, заявления или жалобы, ставится личная подпись и дата. Заявитель, в подтверждение своих доводов может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
В обращении в форме электронного документа в обязательном порядке заявитель указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
Если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, может быть принято решение о прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу.
Обращения разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. В случае проведения дополнительной проверки, срок разрешения обращений может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
В соответствии с приказами Генерального прокурора Российской Федерации специализированные межрайонные природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов в сфере охраны земельных отношений, окружающей среды и природопользовании (при использовании и распоряжении землей сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий и объектов федерального и регионального значения, лесного и водного фонда).
Таким образом, граждане могут обратиться в природоохранную прокуратуру по вопросам исполнения требований природоохранного законодательства и соблюдения прав граждан в сфере:
— исполнения законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдения экологических и земельных прав граждан органами местного самоуправления и их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
— исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях;
– исполнения лесного законодательства и законодательства о пожарной безопасности в лесах;
– исполнения законов об охране и использовании объектов животного мира;
– исполнения законодательства при размещении, эксплуатации полигонов ТКО, скотомогильников, при обращении с радиоактивными, медицинскими и иными опасными отходами;
– исполнения водного законодательства;
– исполнения законов об охране атмосферного воздуха;
– исполнения законов об охране и использовании водных биологических ресурсов;
– исполнения законодательства о недропользовании.